Луи Анри Буссенар Французы на северном полюсе. www.vsevolod-doruchenko.narod.ru
Луи Анри Буссенар Французы на северном полюсе «Ладомир» 1992

Французы на северном полюсе

Луи Анри Буссенар


  • Жанр книги: Путешествия и география

Луи Буссенар. Французы на северном полюсе * Часть вторая. ЗИМОВКА В ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ * ГЛАВА 1

Часть 1

Светит, но не греет. – Капитан хочет прорезать ледяное поле. – Пила. – Французское изобретение. – Электрический аппарат. – Первые пятнадцать метров. – Опять динамит. – Тяжелый труд. – Незваные гости. – Предложение со стороны офицеров «Германии». – Решительный отказ.

Полярный день продолжал тянуться.

В полночь, как и в полдень, ослепительно ярко светило солнце. Все вокруг сверкало и искрилось. Только не было здесь ни ласкового тепла, ни душистых цветов, ни резвых зверьков, ни щебечущих птиц, ни букашек – ничего, что радует летом душу. Сплошной лед, куда ни кинь взгляд. Окаменевший и неподвижный. На всем печать смерти. Само солнце, казалось, оледенело.

Арктическое лето короткое. Уже не за горами зима, с ее жестокими холодами и долгой полярной ночью…

Через месяц, к пятнадцатому – двадцатому августа, подтаявшая слегка льдина вновь сделается нерушимой, как скала. Неровности ушли под снежный покров. Зажглась в небе первая звезда, наступила ночь, и исчезли последние приметы жизни.

Но ничего не пугало наших путешественников. Ни бесконечные сумерки, ни лютый мороз, ни вечные льды. В борьбе со стихией они выходили победителями.

С удивлением смотрели матросы «Германии» на то, как трудятся французские моряки.

Однако капитан де Амбрие считал это делом обычным. Раз уж встала на пути льдина, надо, пока не началось лето, пробить в ней канал в три километра длиной и метров двенадцать шириной. Вот и все.

В ход были пущены пилы, топоры, ножи, колуны, все, чем можно долбить и рубить. Динамит пока не трогали, приберегали на крайний случай.

Неужели капитан думает, что можно обойтись лишь усилиями людей? Разве возьмет пила лед? Но пила на «Галлии» особая, с громадными зубьями, по десяти сантиметров каждый. И не голыми руками приводят ее в движение! Для этого можно было бы использовать паровую машину «Галлии», но пилой придется работать на расстоянии пятнадцати, двадцати, а то и сорока метров от судна. А туда машину не потащишь.

Еще можно воспользоваться электричеством.

Этот способ основан на открытии, сделанном в 1875 году французским инженером Марселем Депре 63.

Сообщите динамо-машине 64 движение, и она даст вам электричество, сообщите ей электричество – и она даст вам движение.

Представьте себе динамо-машину, приводимую в действие газом, водой, сжатым воздухом, паром. Под влиянием полученного движения она выработает известное количество тока; отсюда и название этой машины – генератор.

Затем с помощью проволоки установите сообщение между этой машиной и другой, такой же. Вторая машина, или рецептор, воспримет переданное ей электричество и выполнит механическую работу.

Правда, при такой передаче тридцать – сорок процентов энергии теряется. Но разве не чудо – передать силу, пусть с некоторой потерей, на расстояние сотен, тысяч, десятков тысяч километров и более, как передают телеграмму?

Готовясь к полярной экспедиции, де Амбрие взял с собой две динамо-машины системы Депре, способные передавать на определенное расстояние шесть лошадиных сил. И вот пришло время эти машины использовать. Их установили, соединив проволокой; приготовили механические пилы. Вооружившись подзорными трубами и биноклями, за своими собратьями наблюдали немецкие моряки.

Фриц, взявшись рукой за регулятор, пустил по свистку пары. Пила с визгом, легко и свободно врезалась в лед.

Только сейчас матросы поняли замысел де Амбрие и пришли в восторг.

– Ай да капитан!  – восклицали они. – Надо же такое придумать! ..

– Пила-то, пила! Лед режет, как масло!

Через четверть часа в льдине образовался надрез в пятнадцать метров длиной.

– Стоп!  – скомандовал капитан.

Машину остановили, чтобы изменить направление, и вскоре надпиленный кусок льдины был вырезан напрочь. Когда пила таким образом вычертила дугу окружности диаметром примерно в два метра, капитан опять скомандовал:

– Стоп!

Закладки

Капитан долго беседовал с Бершу, доктором и Геником, занявшим…

Капитан, вставший еще на заре, возвращался, проверив показания…

Тем временем капитан, чтобы дать разминку собакам и проверить,…

Трудно поверить, но к вечеру Нику стало легче, чего нельзя…

Перед отплытием. – Капитан де Амбрие. – За родину!  – Храбрец.…

– Черт, – раздался разъяренный крик, – я запутался в канатах.…

Ртуть снова замерзла!  – Безрассудство. – Жажда. – Ярость…

Не прошло и пятнадцати минут, как приказ был выполнен. – Теперь…

Памятник под восемьдесят девятым градусом северной широты. –…

Последние наставления. – Трудный путь. – Бесполезная…

– Почему вы делаете такой вывод, сэр Артур? – На мой взгляд,…

Короче, предусмотрительный Бершу снабдил экипаж всем необходимым,…

Как мы помним, на корабле продовольствия хватило бы…

Тройственный союз– военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии…

Животных вывести на сцену удалось с трудом, теперь же все…

Северное сияние. – Полярные сумерки. – Возвращение солнца.…

Падение ледяной горы. – Разбиты или потоплены. – Человек…

– Значит, артезианский колодец 82, вырытый в далекой…

Три склада провизии на льдине. – Дурная погода. – Раненый…

Hosted by uCoz